МБОУ "СОШ № 2" имени Н.Е. Сигаева
город Тулун, Иркутская область
  • Комиссия по урегулированию споров

    ПОЛОЖЕНИЕ о порядке создания, организации работы, принятии решений комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения в МБОУ "СОШ № 2"

    ЗАЯВЛЕНИЕ в комиссию по урегулированию споров

    ПЛАН РАБОТЫ комиссии по урегулированию споров между участнками образовательных отношений

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ комиссии "ПРИМИРЕНИЕ"


    Рекомендации подросткам по общению со сверстниками

    • Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.
    • Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.
    • Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
    • Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем хорошее.
    • Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты же тоже их не лишен.
    • Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.
    • Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.
    • Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь интересным — это притягивает.
    • Если ты теряешь друга, подумай, может быть, вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь.

    Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь.


    Методы саморегуляции эмоциональной сферы

     Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

      1. Способы, связанные с управлением дыханием

    Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

    Способ 1. Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

    На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

    • на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
    • затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
    • снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

    Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

    Способ 2. В ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох. Чтобы успокоиться,

    • глубоко выдохните;
    • задержите дыхание так долго, как сможете;
    • сделайте несколько глубоких вдохов;
    • снова задержите дыхание.

      1. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

    Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

    Способ 3. Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

    Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

    • дышите глубоко и медленно;
    • пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
    • постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
    • прочувствуйте это напряжение;
    • резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
    • сделайте так несколько раз.

    В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

    Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого  самомассажа  круговыми  движениями  пальцев  (можно  поделать  гримасы  — удивления, радости и пр.).

    Способ 4. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

    1. осознавайте    и    запоминайте   ощущение    расслабленной   мышцы    по    контрасту с перенапряжением;
    2. каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
    3. напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох. Можно работать со следующими группами мышц:

    – лица; – затылка, плеч; – грудной клетки; – бедер и живота; – кистей рук; – нижней части ног.

      1. Способы, связанные с воздействием слова

    Словесное     воздействие     задействует    сознательный     механизм                       самовнушения,                        идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.

    Формулировки   самовнушений строятся в виде простых       и кратких                             утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

    Способ 5.Самоприказы.

    Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.

    «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с учащимися.

    • Сформулируйте самоприказ.
    • Мысленно повторите его несколько раз. Если возможно, повторите его вслух.

    Способ 6. Самоодобрение, самопоощрение.

    Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это — одна из причин увеличения нервозности, раздражения, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим.

    • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:

    «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

    • Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

      1. Способы, связанные с визуализацией (использованием образов)

    Визуализация - мысленное представление, проигрывание, видение образов. Она активно воздействует на всю систему чувств и представлений.

    Способ 7.

    Чтобы использовать образы для саморегуляции:

    • Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
    • При ощущении напряженности, усталости:
    1. сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;
    2. дышите медленно и глубоко;
    3. вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
    4. проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;
    5. побудьте внутри этой ситуации несколько минут;
    6. откройте глаза и вернитесь к работе.

    Используя визуализацию, соблюдайте основные этапы

    Решите, чего вы хотите добиться: буквально, четко, зримо, в цветах и красках (мысленно создайте точные картины и сцены того, чего вы хотите добиться)

    Расслабьтесь. В течение 5 – 10 минут мысленно представляйте желаемую реальность. Как будто создавая видеофильм успешных действий.

    Важно, чтобы вы помнили: при визуализации нужна систематичность. Здесь главное – практика. Не надо ждать быстрых результатов. Недостаточно представить себе что-нибудь один или два раза. Результат появится, если образ отпечатывается в сознании вновь и вновь на протяжении недель и даже месяцев. Так что продолжайте упражняться в визуализации, пока ваша цель не осуществится. Не пытайтесь оценить результаты после одной-двух попыток визуализации. Если возникнут сомнения, – избегайте бороться с ними. То, против чего борешься, только сильнее укрепляется. Надо просто проигнорировать свои сомнения. Отрезать их и отбросить!

    Способ 8. «Отрезать, отрубить» - пригоден для работы с любыми негативными мыслями («у меня опять ничего не выйдет…», «все это бестолку и т.д. и т.п.) Как только почувствуете, что в душу закралась подобная мысль, - немедленно «отрежьте ее и отбросьте», сделав для этого резкий, «отрезающий жест левой рукой и зрительно представив, как вы «отрезаете» и отбрасываете эту мысль.

    После этого отбрасывающего жеста продолжайте дальше заниматься визуализацией: поместите на место удаленной негативной мысли другую (конечно же, позитивную). Все встанет на свои места.

    Способ 9. «Лейбл или Ярлык».

    Если в голову пришла негативная мысль, надо мысленно отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны, но не позволять этой мысли завладеть собой. Некоторые считают, что действие этой техники усиливается, когда вы представите, как не просто «вытащили» негативную мысль вовне, но произвели в воображении некоторые действия над ней. К примеру, представили, как будто брызнули на нее краской из баллончика, пометили ее (ядовито-зеленая, канареечно-желтая и т.п.) и уже теперь наблюдаете со стороны.

    Негативные мысли имеют силу только над вами и только в том случае, если вы реагируете на них страхом, тревогой. Они получают эту силу от вас. Как только вы перестаете на них реагировать, они теряют власть. Скажите: Это всего лишь негативная мысль!

    Способ 10. Преувеличение.

    Как только обнаружится негативная мысль, преувеличьте ее до абсурда, сделайте ее смешной.

    Способ 11. «Признание своих достоинств»

    Помогает при излишней самокритичности. Одно из противоядий - осознать, что вы – так же, как и другие люди, – не можете и не должны быть совершенством. Но вы достаточно хороши для того, чтобы жить, радоваться и, конечно, быть успешным.

    А теперь – самый самоподдерживающий прием. Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом хорошо, если вы улыбнетесь себе!


    Рекомендации для родителей «Гармония общения»

           Если вам хочется, чтобы ребенок делился переживаниями, мыслями и менее болезненно воспринимал свои взлеты и падения (пока что еще маленькие, но такие важные для него) - вам необходимо научиться его поддерживать и вдохновлять. Это можно легко осуществить, придерживаясь простых правил общения с детьми, принцип которых основывается на использовании

     трех «П»:

    • Понимание.

    Понимание заключается в умении  видеть ребенка «всецело», то есть одновременно с двух позиций – собственной и его. Если дитя не воспринимает какую-то информацию или не желает выполнять указанное вами действие – это не всегда говорит о его упрямстве и желании досадить вам. Родители должны понимать, что в таком случае, ребенок просто может испытывать страх и неуверенность. Взрослые с пониманием должны отнестись к малышу, чтобы помочь ему справиться с этими проблемами.

    • Признание.

    Это, непосредственно, предоставление детям права выбора, а также права на свой голос и самостоятельное решение своих проблем. Этот принцип никак не уравновешивает вас и ребенка, а только делает акцент на равноценности ваших желаний, позиций и потребностей. Поэтому, мнение ребенка нельзя ставить на последний план, особенно когда дело касается лично его. Детям всегда нужно предоставлять альтернативу выбора, чтобы выстроить в последствии доверительные и гармоничные отношения.

    • Принятие.

    Данный принцип заключается в благоприятном отношении к ребенку и его индивидуальности, не зависимо от того, послушный он или нет. Когда ребенок чувствует, что его любят и принимают таким, какой он есть, он всегда будет стараться стать немного лучше, чтобы оправдать возложенное на него доверие родителей.
           Негативные реакции ребенка, его негодования и капризы – это всегда проявление желаний быть взрослым, самостоятельным, а также способ отстаивания личного пространства и права выбора. Поэтому, атмосфера гармонии взаимоотношений между детьми и родителями, заключается в первую очередь в умение взрослых использовать навыки общения, давать им конструктивную поддержку, понимание, а самое главное – безграничную родительскую любовь.


    Как родителям справляться с негативными эмоциями по отношению к ребёнку

    Эмоции – это психический процесс, отражающий субъективное оценочное отношение к каким-либо ситуациям. Эмоции возникают вне зависимости от желания человека, и контролировать их появление невозможно, т. к. с физиологической точки зрения эмоция – активное состояние системы некоторых структур головного мозга, которое побуждает изменить поведение.

    Первый шаг к управлению своими негативными эмоциями – принятие факта, что каждый человек имеет право на проявление любых эмоций, и это абсолютно нормально.

    Мало того, важно не только принять факт нормальности злости, обиды, раздражения, но и научиться осознавать эти эмоции, ведь часто люди их подавляют. Подавленные эмоции продолжают воздействовать как на психическое, так и физиологическое состояние человека.

    Второй шаг к тому, чтобы научиться справляться со своими эмоциями, — это осознавать их, разрешать себе их испытывать.

    Эмоции всегда появляются не по отношению к человеку, а по отношению к ситуации. Поэтому важно понимать, что вы злитесь не на своего ребенка, а на возникшую ситуацию: она может быть неприятной, эмоции – негативными, но сам ребенок по-прежнему остается хорошим и самым любимым.

    Третий шаг – это научиться объяснять ребенку, что причиной ваших негативных эмоций является ситуация, в крайнем случае – его поведение, но не он сам.

    Безусловно, иногда эмоции бывают очень интенсивными, и нередко это зависит от состояния нервной системы человека. Это исключительно физиологический процесс, и избавиться от него невозможно – полностью лишены эмоций только психически больные люди. Максимально важно эмоции выплескивать.

    Разрешите себе побить подушку, швырнуть об стену мячик, громко покричать. Как только однажды вы это сделаете – сами убедитесь, насколько легче вам станет.

    Эмоциям всегда нужен выход, поэтому четвертый шаг – это выплескивать эмоции наружу. Но крайне важно обезличивать этот процесс: никогда не направляйте эмоциональный поток на ребёнка или любого другого человека – пострадать должна только подушка или стенка.

    Теперь, когда мы выяснили, что эмоции нужно осознавать, принимать, выплескивать и обезличивать, подойдем к заключительному этапу. От эмоций нельзя избавиться, но можно научиться их контролировать.

    Мы расскажем о некоторых способах контроля негативных эмоций по отношению к собственному ребёнку.

    • Проговаривайте про себя свои эмоции. Как только вы скажете себе: «Я разозлилась», вы уже возьмете эту эмоцию под контроль.
    • Как только вы это осознали, остановитесь на несколько секунд.
    • Поставьте себя на место ребенка: сочувствие, умение понять и принять поведение ребенка поможет вам в управлении вашими эмоциями.
    • Подумайте, хотите ли вы конфликта? Если ответ отрицательный, то постарайтесь придумать максимально адекватный выход из сложившейся ситуации. Всегда важно удерживать в голове цель, конечный результат, который вы хотите получить.
    • Предложите придуманное вами решение проблемы, объясните причины, по которым это решение вам кажется наилучшим. Разумеется, важно учитывать при этом возрастные особенности детей и разговаривать с ними нужно на понятном им языке.

    Безусловно, воспитание детей, как и любой другой процесс коммуникации между людьми, несет в себе не только позитивные, но и негативные эмоции: не выбросил мусор, разбросал игрушки, прогулял школу…Таких ситуаций множество, а так не хочется тратить драгоценное время и силы на выяснение отношений.

    Научитесь справляться с негативными эмоциями, и процесс общения с ребенком станет гораздо приятнее.


    Заповеди для родителей:

    Детей учит то, что их окружает.

    Если ребѐнка часто критикуют - он учится осуждать.

    Если ребѐнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

     Если ребѐнка часто высмеивают - он учится быть робким.

    Если ребѐнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

    Если к ребѐнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

     Если ребѐнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

    Если ребѐнка часто хвалят - он учится оценивать.

    Если с ребѐнком обычно честны - он учится справедливости.

    Если ребѐнок живѐт с чувством безопасности - он учится верить.

    Если ребѐнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

    Если ребѐнок живѐт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

    Заповеди Януша Корчака

    «Как любить своего ребенка»:

    1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, -как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
    2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.
    3. Не вымещай свои обиды на ребенке, чтобы в старости не есть горький хлеб ибо, что посеешь, то и взойдет.
    4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
    5. Не унижай!
    6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
    7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
    8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
    9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
    10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общайся с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

    Выстраиваем конструктивный диалог с детьми

    https://avatars.mds.yandex.net/i?id=868c3cec4dea7c75caf29bc1e513a8ded6451963-12216120-images-thumbs&n=13

    Иногда разговор с ребенком превращается в спор или заканчивается скандалом с взаимными обвинениями и оскорблениями. Такой исход отбивает всякое желание общаться и приводит к стремлению обходить острые темы.

     

    Что же делать: молчать и пускать ситуацию на самотек? Нет, конечно. Разговаривать надо, но делать это нужно конструктивно.

    Конструктивный диалог заключается в обоюдном желании договориться о решении какой-либо проблемы или задачи так, чтобы результат устраивал обе стороны. Конструктив всегда заканчивается определённым выводом или решением — строятся планы, заключается устный договор.

    При неконструктивном общении часто используется негативная лексика, задеваются личные качества, результат беседы никого не устраивает, да и находиться в этом диалоге неуютно.

    Примеры неконструктивного общения

    Сравнение: «Ты ещё хуже, чем твоя подружка. Ошибки совершаешь на каждом шагу!». У ребёнка возникает обида и снижается самооценка, появляются ревность и соперничество. И доверия к родителю не прибавляется.

    Пренебрежение: «Ну нашёл проблему!» — исчезает желание делиться с родителями своими переживаниями.

    Приказ: «Немедленно прекрати реветь!» — ребёнку нужно участие, и пока его нет, конструктивного диалога не состоится.  

    Отсутствие вовлечённости: родитель задает формальные вопросы, и ребёнок понимает, что его не слушают, что он не интересен. Подобную реакцию вызывают и «спешащие» родители, когда говорят: «Ну что ты там хотел, говори короче, я спешу».

    Критика: «Ну ты в своём репертуаре…» — формирует у ребёнка неуверенность в своих силах.

    Предвидение: «А я тебя предупреждала…» — этой фразой родитель порицает и одновременно отказывает ребёнку в поддержке. О чём дальше говорить?

    Особенности конструктивного диалога

    Итак, есть проблема, и ее необходимо решать.

    1. Не нужно сразу вываливать суть проблемы и требовать объяснений. Любое действие требует подготовки: «Мы оба знаем, что у нас появилась проблема, которую нужно обсудить. Сейчас я слишком расстроена твоим поведением, давай вечером поговорим».
      Позже вы оба будете готовы к диалогу, а чувства остынут, и можно будет договориться.
    2. Без обвинений. Выслушайте ребенка, не перебивая. Дайте ему возможность высказаться. У каждой истории есть разные версии и причины.
    3. Будьте внимательны к чувствам ребёнка, щадите его самооценку. Идите на уступки, которые позволят ему сохранить свое лицо.
    4. Используйте прием активного слушания. Суть его в том, что собеседник повторяет последнюю фразу рассказчика, как бы давая понять, что внимательно слушает и ждет продолжения рассказа. Действует прием очень эффективно.
    5. Уважайте чужие границы. Есть вещи, которые просто существуют: вы покупаете вещи ребенку, даете карманные деньги, готовите еду. Угрожать отменой некоторых позиций неправильно: «отберу телефон», «не буду давать денег», «расскажу всем о твоем секрете». Нарушение личных границ вызовет новые конфликтные ситуации.
    6. Предлагайте инструменты для решения проблем. Взрослый отличается от ребенка наличием жизненного опыта, поэтому может предложить какие-то варианты. Заметьте, не навязать, а предложить. Дайте понять, что вы на стороне ребенка.
    7. Договор – наше все. Итогом диалога должна стать фраза: «Мы договорились». Лучше, если договор будет обоюдным: я буду (не буду) делать это, а ты – это. В этом случае его ценность увеличивается.
    8. Привлекаем модератора. Если конструктивный диалог не клеится, а общение с ребенком перестает быть позитивным, не бойтесь обратиться к третьему лицу. Этот человек может посмотреть со стороны на суть проблемы и помочь в принятии правильного решения. Взгляд «со стороны» может быть неприятным, так как за своими обидами взрослый часто не видит сути накопившихся к нему претензий. Лучше всего обратиться за помощью к специалисту — психологу или медиатору. Роль модератора может сыграть и любой уважаемый всеми член семьи при условии сохранения тайны этого разговора.

    Хорошо помогает прием написания писем. Можно написать друг другу письма с описанием сути обиды и возможных претензий. Но после письма нужно будет уничтожить.

    Общие правила эффективного взаимодействия с ребенком

    1. Беседуйте с ребенком дружелюбно и в уважительном тоне. Старайтесь как можно реже критиковать.
    2. Будьте тверды и добры одновременно. Не судите ребенка, но требуйте соблюдения правил.
    3. Снизьте контроль. Объясните ребенку, что вы доверяете ему.
    4. Поддерживайте ребенка в его начинаниях, не отбивайте руки словами: «надолго тебя не хватит», помогите осуществить планы.
    5. Имейте мужество признать свои ошибки. Начинать диалог нужно с себя, с понимания своей правоты или неправоты.

    Наберитесь терпения, и ваше общение с детьми будет позитивным и конструктивным!


    Конструктивные способы общения с детьми

    https://avatars.mds.yandex.net/i?id=19b429637251726013b6a2d194e012f4e16631a5-9097903-images-thumbs&n=13

    Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу.

    У.Теккерей

    Существует общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить общение с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка. Что он означает? 

    Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! 

    Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Делать это можно  разными способами:

    • приветливым взглядом;
    • ласковым прикосновением;
    • словами.

    Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее восьми объятий в день! Не только ребенку, но и взрослому. Ребенку необходимы такие знаки безусловного принятия, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. 

    Принятие другого человека таким, каков он есть, – это важный фактор при установлении взаимоотношений, которые помогут другому человеку расти, развиваться, конструктивно меняться, учиться решать проблемы. Почему принятие ребенка взрослыми оказывает такое сильное положительное воздействие на детей и подростков? Это не все понимают. Многие родители и учителя полагают, что если принимать ребенка, то он будет оставаться таким, какой он есть. Таким образом, многие взрослые слишком доверяют языку непринятия. 

    Язык непринятия: 12 барьеров общения.

    Эти 12 видов сообщений ведут к блокированию дальнейшего общения; они замедляют, тормозят или полностью останавливают двусторонний процесс общения, который так необходим при оказании помощи детям в разрешении проблем.

    Вот пять типичных ответов педагогов и родителей, сообщающих непринятие проблемы ребенка. 

    1. Приказы, команды, указания. 

    Пример: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Замолчи!», «Чтобы я этого больше не слышал!», «Перестань жаловаться и заканчивай работу». 

    1. Предупреждения, угрозы, предостережения. 

    Пример: «Если ты не прекратишь, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз повторится, и я тебя накажу», «Не сделаешь, пеняй на себя». 

    1. Мораль, нравоучения, проповеди. 

    Пример: «Ты обязан вести себя, как подобает», «Ты должен уважать взрослых», «Каждый должен трудиться», «Учение – это твоя работа». 

    1. Советы, выдвижение готовых решений. 

    Пример: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте …», «Тебе нужно пойти и извиниться». 

    1. «Чтение лекции», нотации, логические доводы. 

    Пример: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорили! Не послушался – пеняй на себя», «Пора бы знать, что…», «Если будешь таким тихоней, то…» 

     Следующие три группы сообщают осуждение, оценку, унижение. Многие  взрослые уверены, что ребенку принесет пользу указание на его ошибки, недостатки, глупое поведение. (Увы, это  заблуждение!) 

    6.Критика, выговоры, обвинения. 

    Пример: «На что это похоже!», «Все из-за тебя», «Ты просто откровенно ленишься», 

    «Опять все сделал не так!» 

    1. Обзывание, наклеивание ярлыков, стереотипная характеристика, высмеивание. 

    Пример: «Ну, просто дубина!», «Не будь лапшой», «Плакса», «Ты ведешь себя как девочка», «Тупица и лентяй»», «Тихоня». 

    1. Догадки, интерпретации, диагнозы. 

    Пример: «Ты просто хочешь отделаться от этого задания», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», « Небось, опять подрался», «Я вижу тебя насквозь»,  «Я знаю, это все из-за того, что…».

    Два следующих вида сообщений – это попытки взрослых сделать так, чтобы ребенок почувствовал себя лучше, чтобы проблема ушла, или отрицать само наличие проблемы. 

    1. Похвала, согласие, выдача положительных оценок. 

    Пример: «Молодец!», «Ты самый умный в классе!», «Ты просто гений!», «Ты самая красивая!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем». 

    1. Успокаивание, сочувствие на словах, уговоры, утешение. 

    Пример: «Успокойся», «Не обращай внимания», «У всех так бывает», «Ты не первый переживаешь это», «Это не так трудно, как тебе кажется».

    Следующая группа сообщений – самая распространенная. Используются с целью решить проблему ребенка за него. 

    1. Расспрашивание, расследование, допрос. 

    Пример: «Нет, ты все-таки скажи», «Почему молчишь?», «Что все-таки случилось? Я все равно узнаю!», «Почему опять получил двойку?».

    Следующая группа сообщений используется, чтобы уклониться, «отделаться» от проблемы ребенка. 

    1. Отшучивание, уход от разговора с помощью юмора, сарказма, развлекания. 

    Пример: «Давай поговорим о чем-нибудь веселом», «Ты что, встал не с той ноги?»

    «Давай вернемся к нашему уроку», «Пустяки, дело житейское». 

    Язык принятия: что использовать вместо 12 барьеров общения? 

    Один из простых и прекрасных парадоксов жизни: когда человек чувствует, что другой его действительно принимает таким, какой он есть, тогда он оказывается способным начать движение, начать думать. 

    Принятие – это плодотворная почва, которая позволяет крошечному семени стать цветком. Принятие дает возможность юному человеку реализовать свой потенциал. 

    К сожалению, педагоги и родители больше доверяют языку непринятия. Они считают, что наилучший способ оказания помощи подрастающему поколению – это говорить ему, что ты не принимаешь в нем сегодня. Но вспомним старую истину: «Говори ребенку почаще, что он плохой, и он наверняка станет плохим». Часто дети становятся тем, чем они, по словам взрослых, являются. 

    Как установить контакт с ребенком?

    1. Пассивное слушание, или молчание.

    «Молчание – золото», -как гласит старая мудрость. Но это и большая сила. Оно приглашает обеспокоенного человека говорить о том, что его беспокоит; оно помогает выплескиванию чувств и эмоций; оно способствует исследованию им самим более глубоких чувств; оно говорит о способности помочь ему. 

    Молчание – это обладающее большой силой невербальное сообщение, которое способно вселить в ребенка уверенность в том, что его принимают и ободрить на все большую откровенность. 

    1. Действенные ответы, не содержащие сведений. Это невербальные и вербальные сигналы, показывающие, что вы действительно настроены на слушание:  кивки головой, наклон вперед, улыбка, сдвижение бровей и др.

         звуки «угу», «о-о», «да-да», «я понимаю» и др

    1. «Отворяющие ключики». Иногда нужно ободрить ребенка, чтобы он начал говорить. Помогут такие фразы: 

    «Ты хотел бы что-то сказать об этом?»

    «Это интересно, не хочешь ли ты продолжить?»

    «Чувствуется, что ты очень переживаешь из-за этого»

    «Не хочешь ли ты рассказать об этом?»

    «Мне интересно, что ты говоришь».

    Эти три способа слушания необходимы для установления контакта, но являются пассивными и не дают подтверждения того, что слушающий понял говорящего.

    Самым эффективным является следующий способ установления контакта – «активное слушание». 

    1. Активное слушание. Когда ребенок расстроен, обижен, огорчен, потерпел неудачу, устал, нужно дать ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего назвать  его чувство или переживание. 

    Активно слушать – значит возвратить ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначить его чувство.

    Некоторые важные особенности активного слушания. 

    Во-первых, обязательно повернитесь к ребенку лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Помните, что ваше положение и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его услышать. 

    Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы  ваши ответы звучали в утвердительной форме. 

    В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать.  Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что вы рядом. 

    В-четвертых, иногда полезно повторить фразу ребенка, немного изменив ее, а потом обозначить чувство. 

    Положительные результаты активного слушания: 

    1. Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка: разделенное горе, как известно, вдвое меньше.
    2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе больше: иногда разматывается целый клубок проблем и огорчений ребенка.
    3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
    4. Дети сами довольно быстро начинают активно слушать взрослых.
    5. Взрослые замечают, что со временем начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, т.е. изменяются сами.

    Как похвалить ребенка?

    Почему похвала классифицируется как барьер общения? Нас всегда учили использовать похвалу для того, чтобы стимулировать и поощрять хорошее поведение. Похвала повсеместно признана в школах, семьях, на рабочих местах как мощное средство мотивации (Хвали их, и они будут работать как одержимые).

    Чтобы понять кажущееся противоречие, нужно увидеть тонкое, но важное различие между похвалой и одобрением или похвалой и поощрением.

    В похвале всегда есть момент оценки. А чем плоха похвала-оценка? 

    Во-первых, когда взрослый часто хвалит, ребенок быстро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.

    Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее и в итоге выполнять работу ради похвалы.

    В-третьих, он может заподозрить, что вы неискренни, т.е. хвалите его из каких-то своих соображений. 

    Существуют и другие выводы относительно роли похвалы: 

    • Когда проблема ребенка связана с ним самим, например, он чувствует себя несчастным и неудовлетворенным самим собой, уши его оказываются глухими для похвалы, и он может подумать, что взрослый его не понимает.
    • Когда похвала используется взрослым осознанно и намерено, как прием воздействия на ребенка, чтобы он избрал поведение, «желательное» для взрослого, ребенок воспринимает такую похвалу как неискреннюю, используемую в манипулятивных целях.
    • В группе  похвала, адресованная одному учащемуся (или нескольким), часто воспринимается как отрицательная оценка остальных. Более того, отдельный учащийся, который привык к тому, что его часто хвалят, может почувствовать себя отрицательно оцененным, когда он не получает похвалу в свой адрес.

    А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребенка?

    • Лучше всего выразить ему свои чувства, используя при этом местоимения «я», «мне» вместо «ты» (Я-СООБЩЕНИЕ вместо ТЫ-СООБЩЕНИЯ): «Я очень рада», «Мне понравилось», «Мне очень приятно» и др.
    • Важно научиться оценивать дело, действие ребенка, а не его самого: «Прекрасная работа», «Хорошее решение», «Оригинальная идея».
    • Можно соединить оценку дела с выражением своих чувств: «Хорошая работа, я рада», «Отличное выступление, мне понравилось», «Нестандартное решение, я восхищен». Заметим, во всех фразах не содержится местоимение «ты»: «я рад за тебя», «мне понравилось твое выступление», «я восхищен твоим решением».

    Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

    (по М.И. Лисиной)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie